КОСТЫЛИ ДЛЯ ЭКСПОРТА

За 2014 год объемы экспорта товаров из Украины сократились почти на 10 млрд долл., услуг – еще на 3,6 млрд долл. И если аграрно-пищевые отрасли в целом выдержали испытание войной, то вчерашние локомотивы индустрии сдали назад кто на 20%, а кто и на 30%. Сейчас представители тяжелой индустрии все чаще собираются на совместные мозговые штурмы, чтобы придумать, как реанимировать экспорт и какую поддержку просить у государства.

Что упало?

Согласно данным Госстата, за прошлый год Украина продала за рубеж товаров на 55,3 млрд долл. (это без учета оккупированных территорий), что на 15% меньше, чем было в 2013. Однако большинство «тяжелых» отраслей продемонстрировали еще худший спад, чем среднестатистический. Например, экспорт машин снизился на 30%, химической продукции – на 28%, минералов – на 18,6%. Чуть лучше ситуация с экспортом черных и цветных металлов – падение порядка 14%. Как следствие, почти на 28% сократился и экспорт транспортных услуг – возить-то нечего. По оценкам экспертов Немецкой консультативной группы, в прошлогоднем падении ВВП Украины именно потери на экспортных рынках сбыта сыграли ключевое значение.

Хотя если анализировать прошлогоднюю ситуацию через призму последнего десятилетия, то окажется, что в 2009 году все обстояло гораздо хуже. Тогда экспорт обвалился против показателей предыдущего года сразу на 40%, до 39,7 млрд долл. Но уже через три года промышленность наверстала и даже восполнила потери. Однако начиная с 2013 в экспортной динамике снова доминируют нисходящие тренды. За два года украинская экономика потеряла более 20% своего экспортного максимума, достигнутого в 2012 году на уровне 68,6 млрд долл.

Разница между кризисом пятилетней давности и нынешним еще и в том, что тогда в основном посыпались наши западные рынки сбыта, сейчас – восточные. Те, кто ориентировался в продажах на Россию, – в глубоком нокдауне. В целом экспорт в РФ сократился на 35%, в том числе машин и оборудования – на 40%, металлов – на 30%, химпродукции – на 20%. Питать надежды на возвращение туда с прежними объемами поставок напрасно. Но, возможно, не стоит за этим и гоняться. Как отмечают эксперты «Укрпромвнешэкспертизы», рядом с Украиной находится рынок, который в 10 раз больше Таможенного союза. Но в общем импорте ЕС сейчас приходится на украинскую продукцию только 0,3%. По данным УПЭ, в 2012 году общая емкость рынка стран, входящих в Таможенный союз, составляла 407 млрд долл., а рынка стран Евросоюза – 5739 млрд долл. Причем около 40% этой емкости заполнялась за счет продуктов, произведенных вне пределов ЕС.

Как поднять? Металлурги

В 2014 году экспорт металлопродукции в страны СНГ уменьшился на 29%, с 4,7 млн тонн до 3,4 млн тонн, в том числе в Россию – на 27%, с 3,4 млн тонн до 2,5 млн тонн. Соответственно, доля СНГ в географической структуре экспортных поставок уменьшилась с 18% до 14%, а непосредственно России – с 13% до 10%. И дальнейшее снижение этой доли неизбежно. Ранее о постепенном уходе с российского рынка сообщила группа «Интерпайп». В апреле с подобным заявлением выступил и комбинат ArcelorMittal Кривой Рог.

На апрельской пресс-конференции генеральный директор АМКР Парамжит Калон рассказал, что с декабря 2014 года российский рынок для предприятия практически закрыт. «В третьем квартале наши поставки в РФ были на уровне 55-60 тыс. тонн в месяц, потом они снизились до 35-40 тыс. тонн и сейчас мы практически не реализуем», – уточнил руководитель комбината. Но это не помешало АМКР в первом квартале 2015 года увеличить выплавку чугуна и стали примерно на 7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Частично это произошло благодаря переходу к криворожскому комбинату внутренних заказов (за счет перераспределения работ, ранее выполняемых метпредприятиями, не работающими из-за войны на Востоке), частично – за счет поиска новых рынков сбыта. По словам Парамжита Калона, в 2015 году АМКР намерен выйти на рынки Саудовской Аравии и США, снизить себестоимость выплавки проката на 60-65 долл./тонн. На его взгляд, сейчас конкурентная борьба уже идет не столько за российский рынок, сколько против российских производителей на внешних рынках.

Менее оптимистичные прогнозы на 2015 год у генерального директора группы «Метинвест» Юрия Рыженкова. Выступая недавно на Первом национальном форуме поддержки экспорта, он предположил, что в текущем году ожидается самый низкий показатель потребления проката за всю историю существования независимой индустриальной Украины (до 4,2 млн тонн). А те конкурентные преимущества, которые отечественные сталевары могли бы иметь на внешних рынках, нивелируются не всегда обоснованными решениями украинских властей.

Как считает Юрий Рыженков, привилегии, о которых в отрасли говорили последние десять лет – цена на энергоносители, выгодная логистика – перестали быть конкурентными преимуществами украинской металлургии. «Привязка к доллару в составляющих себестоимости практически полностью уничтожает потенциал, который получили предприятия в 2014 году из-за девальвации гривны», – считает гендиректор «Метинвеста». В качестве примера он привел цены на энергоносители. Так, цена на газ для промпотребителей в Украине не снизилась, несмотря на значительное удешевление нефти в мире. Тарифы на электроэнергию за последние 4 года удвоились, а тарифы на железнодорожные перевозки за год повышались уже два раза. И вдобавок ко всему прочему по себестоимости добычи руды Украина сейчас стала одной из самых дорогих стран в мире. «За последние полтора года рентные платежи на добычу железорудного сырья увеличились в 6-7 раз, – отметил Юрий Рыженков. – Всего за один год Украина резко потеряла свои позиции. Более высокая рента лишь в Китае, но там горнодобывающую промышленность серьезно поддерживает государство».

По мнению Ю.Рыженкова, для того чтобы не потерять ГМК, в первую очередь необходимо развитие внутреннего рынка и изменения в регуляторной среде. Для развития внутреннего рынка необходимо приблизить украинские строительные стандарты к нормам ЕС и США, где сталь является предпочтительным материалом в данной отрасли, считает топ-менеджер. Еще один необходимый шаг для развития внутреннего рынка – госзаказ на строительство и модернизацию объектов инфраструктуры, а также социального жилья. «Не нужно искать каких-то специальных решений, как помочь экспорту. Все они лежат на поверхности. Нужно просто следовать давно известным принципам – прозрачная налоговая политика, нормальное функционирование инфраструктуры и диалог с бизнесом», – отметил он.

Как поднять? Химики

В химической отрасли кризис больше всего ударил по экспортерам удобрений, чьи суммарные валютные доходы сократились почти наполовину, опустившись до 696 млн долл. Правда, тут опять же надо отметить, что отрасль фактически потеряла один крупный завод. Горловский «Стирол» на территории, подконтрольной ДНР, прекратил работу. В период особенно горячих боев на Донбассе стоял и северодонецкий «Азот», а аммиакопровод «Тольятти-Горловка-Одесса» работал с перебоями, что, в свою очередь, срикошетило по Одесскому припортовому заводу.

В первом квартале 2015 негативную динамику пока переломить не удалось. Объемы экспорта составили лишь 165 млн долл. Основным рынком сбыта традиционно оставалась Турция, но достаточно большие объемы были отгружены и в такие евросоюзовские страны, как Италия и Испания. В апреле на всеукраинском форуме химиков в Черкассах группа Ostchem Дмитрия Фирташа и Союз химиков Украины объявили о начале работы над специальной стратегией по продвижению украинской химпродукции на рынки Европейского союза. По оценкам маркетологов из Ostchem, ежегодно рынок ЕС потребляет около 20,6 млн тонн аммиачной и известково-аммиачной селитры, еще около 11,5 млн тонн карбамида и около 5 млн тонн карбамидно-аммиачной смеси (КАС). Значительную долю всех этих удобрений европейцы завозят из-за пределов ЕС, но слишком мало из Украины.

«Для того чтобы начать продавать на европейских рынках, нужно играть по их правилам – должна пройти полная гармонизация национального технического законодательства в сфере обращения удобрений с европейским. Мы разработали новый техрегламент, однако для его адаптации нужно устранить разногласия в нормативной базе Украины, в законных и подзаконных актах, в различных уставах химической промышленности», – считает директор института «Черкасский НИИТЕХИМ» Тамара Ковеня. И чем быстрее это будет сделано, тем более конкурентоспособной станет украинская химпродуция.

Со стороны государства производители удобрений ожидают эффективных лоббистских решений по отмене пошлин на их продукцию в США. О такой возможности недавно намекнул министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс. Сейчас на американском рынке отечественный карбамид облагается пошлиной в размере 68,26%, аммиачная селитра – 156,29%. Взамен за освобождение от такой кабалы в Вашингтоне, вероятно, потребуют от украинских производителей определенных самоограничений при поставках на американский рынок. Но для Дмитрия Фирташа в нынешней ситуации и это выход. До введения пошлин Украина экспортировала в США около 200 тыс. тонн азотных удобрений в год. Если в 2015-2016 годах удастся выйти хотя бы на половину такого объема, это уже можно будет считать прогрессом. Дополнительная привлекательность американского рынка заключается в том, что туда утруднен доступ поставщиков нитратов из Китая и Ирана – ключевых конкурентов украинских химиков в Европе.

Как поднять? Эксперты

Генеральный директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк видит самый большой шанс в Украине в том, чтобы потеснить на мировых рынках именно китайских производителей, особенно в Европе. По его мнению, в нашей стране уже есть ряд предпосылок для того, чтобы бросить перчатку Поднебесной. Например, стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Польшу составляет 3250 долл., а из Львова туда же – всего 325 долл. Срок доставки – соответственно 2 дня и 2 месяца. Девальвация гривны дала Украине еще одно преимущество – в стоимости рабочей силы. Зарплата в промышленности Украины сейчас составляет в среднем 280 долл., а в Китае – 550 долл.

Владимир Власюк отмечает, что в свое время китайцы на рынке ЕС тоже начинали с малого. В 2001 году они продали в этот регион товаров на 45 млрд долл., тогда как в 2014 – в 9 раз больше. Почти 50% в структуре нынешнего экспорта в Европу приходится на продукцию машиностроения – котлы, реакторы, бытовую технику. И в этой нише есть смысл потолкаться за место. Тем более что украинские машиностроители сейчас потеряли треть своих заказов в России. Для многих из них переориентация – это единственная возможность продолжить существование. Но без поддержки государства немногие ее осилят.

Поэтому эксперты УПЭ предлагают и комплекс мер, направленных на поддержку экспорта. Как один из вариантов – создание специальных индустриальных парков или промышленных зон, четко ориентированных на внешние рынки. Кроме того, важными элементами поддержки экспортоориентированных предприятий могли бы стать своевременное возмещение НДС (ставшее притчей во языцех); увеличение срока возврата валютной выручки с 90 до 180 дней; создание механизмов страхования экспорта (возможно через Государственное экспортно-кредитное учреждение); организация сети центров экспортного консалтинга для бизнеса и налаживание эффективной работы торговых представителей Украины за границей (возможно, на условиях государственно-частного партнерства).

По словам Валерия Пятницкого, бывшего первого заместителя министра экономики, а сегодня советника премьер-министра, в Кабмине сейчас активно обсуждают идею создания в стране кредитно-экспортного агентства. «Мы изучаем опыт США, Швейцарии и ряда других стран, где развито это направление», – отметил он на одном из недавних форумов по поддержке украинских экспортеров.

Инвестбанкир Иван Огилчин считает, что подобные агентства неплохо себя зарекомендовали в центральноевропейских странах, в частности, в период их адаптации к Евросоюзу. Например, в Польше был создан специальный экспортный портал, где польские производители и зарубежные заказчики могли найти друг друга. Кроме того, подобное агентство помогало мелким производителям объединяться в пулы, чтобы совместно формировать крупные экспортные партии товара. В Чехии власти пошли несколько иным путем. Они сделали ставку на максимальную интеграцию своей экономики с экономикой Германии, на плетение совместных производственных цепочек в автомобильной индустрии и машиностроении. И теперь более 80% чешского экспорта идет на германский рынок. С другой стороны, такой вариант, пожалуй, слишком рискованный. Ведь, по сути, он не сильно отличается от монозависимости украинской промышленности от российского потребителя.

Источник: МинПром

,

Добавить комментарий